Говоря об армии любого мало-мальски значимого европейского государства конца XIX – начала XX века, мы иногда забываем о существовании еще и такой немаловажной составляющей вооруженных сил страны, как колониальные войска. Как правило, они не столь многочисленны, как войска метрополии, но свою роль в истории играют довольно серьезно.
Несколько слов о немецких колониях
Объединившись в единое государство только в 1871 году, Германия последней «протиснулась» к мировому «колониальному пирогу». Однако еще в XVII века в странах «третьего мира» существовала сеть немецких торговых точек и миссионерских центров, количество которых значительно возросло уже в начале XIX века. Вместе с тем, идея «тотальной колонизации» встречала сильное сопротивление со стороны Канцлера Германии Отто фон Бисмарка. И лишь в 1884 году выдающийся Канцлер изменил свою точку зрения на эту тему. В этом же году Германия объявила о своем протекторате всех территорий, окружавших немецкие торговые поселения в Юго-Западной Африке (современная Намибия), Восточной Африке (Танганьика, Бурунди, Руанда), Того, Камеруне и Новой Гвинее. В 1897 году правительство Германии получило в лизинг город Киачоу с портом Циндао в Китае, а в 1899 году колонизировала Самоа.
После поражения Германии в Первой мировой войне, согласно Версальскому договору 1919 года, Германия лишилась всех своих заокеанских владений, которые де-юре получили статус территорий, подмандатных Лиге Наций, а де-факто были попросту «раздерибанены» между метрополиями-участниками Антанты и их союзниками. Верно говорят – vae victis.
Немного о немецкой колониальной военной форме
В Африке жарко. Это всем известная истина. Было это известно и создателям немецкой военной формы, обеспечивавших таковой солдат колониальных сил Германской Империи. В целом, начиная с 1888 года, немецкая колониальная форма оказалась более «продвинутой» в плане удобства и эргономики, нежели «домашний» ваффенрок. Войска, надевшие эту форму, получили название Schutztruppen (дословно «войска обороны» - очевидно, имелось в виду, что их основной задачей, де-юре, является охрана и защита граждан и собственности Германии в колониях), но официально этот термин переводится как «колониальные войска».
К немецким колониальным войскам относились следующие подразделения:
- собственно колониальные силы (Schutztruppe);
- колониальная полиция (Polizeitruppe);
- восточно-азиатский экспедиционный корпус и оккупационная бригада;
- немецкие подразделения в Османской (Оттоманской) Империи (1914-1918 гг.);
- морская пехота (Seebataillone);
- сухопутные части Имперского ВМФ (Kaiserliche Marine).
Вместе с тем, общая численность немецких колониальных войск не поражает воображение – порядка 3 тыс. белых и около 12 тыс. туземных солдат.
На протяжении сравнительно недолгой колониальной истории Германии форма несколько раз видоизменялась, но несущественно.
На рис.1 представлены образцы немецкой колониальной формы, применявшейся в разное время в Германской Юго-Западной Африке. Основными цветами полевого варианта были корд и хаки; кроме того, в ряде случаев применялась и белая тропическая форма («белый тропик).
Аналогичный покрой полевой формы использовался и колониальными силами в Германской Восточной Африке; однако полный комплект (включая обувь, головной убор и т.д.) несколько отличался от юго-западного (рис.2).
По внешнему виду туземные вспомогательные подразделения практически ничем не отличались от белых (цвет кожи не в счет); как правило, офицеров среди них не было, высшее звание, которого мог достичь туземец, было фельдфебель (исключение составляли так называемые «эфенди», суданские офицеры «на доверии»), а знаки нижних чинов цветом отличались от тех, которые носили европейцы. Туземные военнослужащие Германской Восточной Африки именовались «аскари», что по-турецки и означает «солдаты», а офицерами у них, помимо белых, были упомянутые выше «эфенди».
Говоря о колониальных силах Германии, нельзя не вспомнить о таком подразделении, как «морская пехота» (Seebataillon). По-сути, это были своеобразные силы быстрого реагирования, и относились к наиболее мобильным частям немецкой армии (рис.3).
О знаках различия
Офицеры колониальных сил носили те же знаки различия, что и офицеры метрополии – разве что звания выше полковничьего предусмотрено не было в силу малочисленности контингента. На рис.4 представлены офицерские погоны, применявшиеся на полевой форме немецких колониальных войск.
Нижние же чины сухопутных колониальных сил, в отличие от остальной армии Германской Империи, в качестве знаков различия использовали нарукавные шевроны (рис.5), за исключением ефрейтора с его традиционными воротниковыми пуговицами. Интересным было крепление шевронов – каждый из углов треугольника на внутренней стороне оснащался крючком, а на рукав нашивались петли, за которые эти крючки и цеплялись. Поэтому создавалось впечатление, что шевроны просто болтаются на руке обладателя.
В морской пехоте шевроны не прижились – морпехи оставались приверженцами традиционных знаков различия. Правда, воротниковый галун нижних чинов отличался от общеимперского чередованием темных, светлых и красных полос, символизировавших черно-бело-красный флаг Кайзеррайха, а офицеры на погонах носили еще и «корону» (рис.6).
Традиции колониальных сил Германской Империи в какой-то степени сохранились в знаменитом Африканском корпусе генерала Роммеля во время Второй Мировой войны, но это уже совсем другая история.
Картинки отсюда - http://www.germancolonialuniforms.co.uk/