«А вот интересно, какие погоны носил д’Артаньян?» Примерно так был сформулирован вопрос, на который я наткнулся в Интернете. Так вот – д’Артаньян погон не носил. Равно как и эполетов, поскольку в то время знаки различия в нашем современном понимании в армии Франции попросту отсутствовали. Вообще, во времена д’Артаньяна со товарищи многообразие форм и расцветок военного обмундирование было столь велико, что у современных военных историографов головы буквально пухнут от безуспешных попыток хоть как-то систематизировать военную форму того периода. Желающим более подробно ознакомиться с историей французского военного мундира рекомендую отыскать великолепно иллюстрированный пятитомник «Униформа армии Франции. 1690-1894 г.», изданный в Лейпциге в 1902 году, а я сделаю попытку кратко изложить историю развития знаков различия армии родины «Марсельезы».
В конце XVII – начале XVIII столетия покрой военного обмундирования офицеров и нижних чинов французской армии был практически идентичен и, кроме того, мало чем отличался от гражданской одежды (впрочем, как и в любой другой европейской стране). Тем не менее, уже в те времена существовали определенные признаки, по которым можно было отличить, скажем, лейтенанта от капитана. Рис.1 демонстрирует обмундирование лейтенанта и капитана полка королевских мушкетеров периода Людовика XIV (время царствования 1643-1715 г.). Основной цвет формы обоих офицеров был синим (вообще, синий был самым распространенным цветом во французском обмундировании), однако у лейтенанта обшлаг рукавов и подкладка были красного цвета, а серебряных позументов было несколько меньше, чем у капитана.
Первые признаки подобия системы в знаках различия наблюдаются во второй половине XVIII века, когда эполеты, которыми к тому моменту обзавелись практически все французские войска (за исключением гусарских полков), помимо эстетической нагрузки начали выполнять функцию признака определенного звания. И началось все с генералов – так, уже в 1775 году бригадный генерал (general de brigade) получает на эполеты по две звездочки, а дивизионный (general de division) – по три. А к концу XVIII века эполетами как знаками различия был обеспечен весь офицерский корпус французской армии (опять-таки, за исключением гусаров, но об этом ниже). На рис.2 представлены «эполетные» знаки различия офицеров и генералов французской армии начиная примерно с 1785 года. Здесь четко видно, что звания определялись сочетанием эполет без бахромы и с бахромой (причем двух типов последней), размещением эполетов на правом и левом плечах, а также некоторыми дополнительными значками на самих эполетах. При этом эполеты офицерского состава были преимущественно «золотыми», единственное отличие – подполковник в пехотных частях обладал «серебряными» эполетами с золотой бахромой. Кстати, в кавалерийских было все с точностью «до наоборот» – здесь основным цветом был «серебряный», а «золотой» выполнял вспомогательную функцию. Нужно отметить, что эполеты как знаки различия офицерского состава французской армии оказались очень живучими, и просуществовали с небольшими вариациями примерно до 1879 года.
Не были забыты и нижние чины (рис.3). Здесь визуализация звания обеспечивалась соответствующими нарукавными обшлажными нашивками, причем, в зависимости от типа манжета нашивки могли иметь форму полос либо шевронов.
А вот выслуга лет для нижних чинов обозначалась шевронами, располагавшимися на обоих рукавах выше локтя (рис.4). Правда, полагаю, трехшевронные солдаты встречались весьма редко.
Гусарские знаки различия, в первую очередь, офицерские, несколько отличались от знаков различия прочих родов войск. Эполетов у них не было – наверное, создатели военной формы того времени решили, что эполеты как-то не сочетаются с ментиками и доломанами, поэтому все знаки различия располагались на рукавах выше манжет (рис.5). Именно в офицерских гусарских знаках различия была заложена основа современной системы визуализации звания военнослужащего.
Знаки же различия нижних чинов были аналогичны знакам различия таковых в остальной армии (рис.6).
После военной реформы 1879 года эполеты еще оставались, но основной визуализацией званий стали обшлажные полосы (рис.7). Эта система знаков различия также оказалась долгоживущей, именно с ней французы вступили в Первую мировую войну. Правда, уже в 1915 году синие мундиры и красные штаны французской пехоты уступили место однотонной «голубой» защитной форме, однако знаки различия оставались такими же – за исключением того, что офицерские полосы перестали «окольцовывать» рукав по образующей и сменились просто полосчатыми нашивкам.
Генеральские «звездочки» также перебрались с эполетов на рукава (рис.8).
В 1925 году с введением новой военной формы были несколько изменены и знаки различия. В ними французская армия встретила Вторую мировую, с ними французские вишисты и бойцы Свободной французской армии дрались друг с другом на фронте, и с ними же закончили самую кровавую в истории человечества войну в 1945 году (рис.9).
В 1945 году французским Министерством обороны было принято решение заменить обшлажные полоски нижних чинов нарукавными шевронами (рис.10), которые носились выше локтя, а в качестве знаков различия для уоррент-офицерского и офицерского составов ввести погоны (рис.11). Тем не менее, устоявшаяся система визуализации знаков осталась прежней, так что военнослужащим не пришлось привыкать к чему-то новому. Кстати, шевроны нижних чинов можно было носить не только на рукаве, но и на груди – например, в случае жаркого климата Индокитая, когда хотелось, чтобы рукава были как можно короче.
В 2005 году принимается новый дизайн знаков различия французской армии – на этот раз все без исключения военнослужащие обзаводятся погонами, на которых, тем не менее, располагаются все те же привычные знаки различия (рис.12). Традиция – штука сильная, и не стоит ее ломать.
И еще несколько моментов касательно особенностей французских военных званий.
Как вы уже, наверное, обратили внимание, среди офицеров нельзя отыскать звания «майор» - вместо него используется chef de bataillon (командир батальона) либо commandant (коммандан).
В то же время, звание major («мажор») было введено сразу после Второй мировой войны специально для тех нижних чинов, которые по комплексу своих показателей стояли выше чем сержанты и аджюданы, но не имели соответствующего образования, позволившего бы им получить офицерский чин.
Звание adjudand («аджюдан») эквивалентно нашему прапорщику – как правило, у них те же функции.
Звание aspirant («аспиран») присваивается техническим и прочим специалистам, которые заключают с армией контракт на выполнение какой-либо технической работы, но не принимают непосредственного участия в боевых действиях.
Ну, и напоследок: очень часто в кино или книгах мы слышим обращение младшего военнослужащего к старшему типа «mon capitaine» (мо капитен) или «mon general» (мо женераль). Как правило, подобное обращение переводится как «мой капитан» или «мой генерал». Звучит приятно и где-то даже интимно, навевая мысль о загадочной французской душе. На самом деле, здесь все гораздо проще: mon – это сокращение от monsieur (месьё), что по-французски означает «господин». Поэтому подобные сочетания следует переводить как «господин капитан» или «господин генерал». Как сказал бы профессор Выбегалло, «Компрене ву, мон амис?».
Отредактировано Rockwell (15-01-2014 15:26:05)