10 мая 1897 года, на заседании Правления Общества КВЖД было принято решение: "Учредить для КВЖД особую Охранную стражу, укомплектовать её вольнонаёмными чинами запаса армии". Формирование этих частей было поручено командиру 4-го Закаспийского стрелкового батальона, полковнику А.А. Гернгроссу с назначением его главным начальником Охранной стражи. В охранную стражу КВЖД набирали добровольцев из отставных военных, или якобы формально вышедших в отставку, так как чины Русской императорской армии пребывать на Восточно-Китайской железной дороге не могли (договор на постройку дороги юридически исключал возможность нахождения в Маньчжурии частей РИА). Офицеров набирали на добровольных началах из армейских, казачьих и пограничных частей, которые "временно как бы выходили в отставку". При переводе в Охранную стражу они сохраняли права действительной военной службы, причем они продолжали числиться в списках своих частей, несмотря на зачисление в запас и имели право в дальнейшем возвратиться в свои части, даже при отсутствии вакансий. Служба в охранной страже засчитывалась в послужном списке , как действительная и отличалась целым рядом льгот. Например, выслуга лет засчитывалась, как год за полтора. Охрана КВЖД строилась по принципам функционирования Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС). Сотни Охранной стражи в службе и в повседневной жизни должны были руководствоваться соответствующими воинскими уставами. Начальник стражи был приравнен в правах к командиру бригады ОКПС, командир сотни (роты) - к командиру отдела, младший офицер - к командиру погранотряда, урядник - к вахмистру. Чины охранной стражи имели российское обмундирование, но погоны и знаки различия у них отсутствовали. Имелись лишь кокарды и знаки в петлицах с изображением дракона. Дракон штамповался и на бляхе ремня . Первоначально было сформировано пять конных сотен: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава из оренбургцев и запасных чинов Закаспийских стрелковых батальонов, общей численностью 711 человек. В связи с тем, что этого количества для выполнения стоящих задач было крайне недостаточно, состав Охранной стражи был увеличен до 2 тысяч человек. В октябре 1897 г. началось формирование новых десяти сотен, общей численностью 1390 человек. В их состав вошли: одна - Терская, две -- Кубанских, три - Донских, три - Оренбургских и одна - Уральская казачья сотня. Усиление Охранной стражи продолжалось по мере развития строительных работ. Согласно указу императора от 22 октября 1898 г. Охранную стражу увеличили до 5 тыс. чел. Была сформирована рота в 250 человек из чинов Приамурского военного округа. В 1899 г. в Маньчжурию прибыло еще три эшелона Охранной стражи, что увеличило ее состав на семь рот и четыре сотни. К 1900 году охранная стража КВЖД (со штабом в Харбине) составляла: -- Штаб -- Конвой Главного Начальника Охранной стражи КВЖД -- 8 рот (две тысячи штыков) -- 19 сотен (две тысячи сабель) Таким образом, общая численность стражи достигла 66 офицеров, 4858 нижних чинов и 10 гражданских чиновников. Штаб Охранной стражи был расположен в Харбине .
Генерал К. Н. Хагондоков ,мемуары:
В 1898 г. был решен вопрос о постройке Китайско-Восточной ж. д. и, одновременно, о сформировании ее Охранной стражи, в составе 15-и казачьих сотен.
Офицеры и казаки приглашаются по «вольному найму».
В общем сотен было сформировано — 4 донских, 4 кубанских, 2 терских, 4 оренбургских и 1 уральская.
Всем этим сотням были присвоены порядковые номера и сотни именовались; такой-то сотня Охр. Стр. Кит.-Вост. ж. д.».
Уральской сотне выпал № 13.
Форма одежды Охр. Стражи была установлена: папаха с желтым верхом или фуражка с желтым околышем; на них кокарда — медная овальная бляха с изображением на ней дракона, черный мундир образца пограничной стражи с отложным воротником, серо-синие шаровары без лампасов. Выпушки желтого цвета. Казаки без погон; у офицеров, вместо погон, филиграновые золотые шнуры. Шашка, винтовка, снаряжение и шинель — драгунские. Зимой полушубки. Седловка казачья. В общем — маскарад наемной стражи.
Срок службы по контракту, если помню, — 4 года. Жалованье — рядовым казакам — 20 руб., отделенным урядникам — 25 руб., взводным — 30 руб., вахмистрам — 40 руб. в месяц; казарменное расположение; на продовольствие — кормовые деньги. Фураж и кони — казенные.
9 января 1901 г. вышел Указ Николая II : "Государь Император соблаговолил в 4-й день декабря 1900 года даровать охранной страже Китайской Восточной железной дороги форму обмундирования Отдельного корпуса пограничной стражи. В непрестанной заботливости своей о дальнейшем благоустройстве охранной стражи в 9-й день сего января Высочайше повелеть соизволил. 1. Причислить упомянутую охранную стражу к Отдельному корпусу пограничной стражи, образовав из нее в составе сего корпуса особый округ. 2. Установить для частей сего округа организацию, подобную существующей в Отдельном корпусе пограничной стражи, и комплектовать их на одинаковых с названным корпусом основаниях. 3. Содержание охранной стражи оставить на обязанности Общества Китайской Восточной железной дороги, согласно его Уставу, но с тем, чтобы при разрешении правлением сего Общества вопросов, до охранной стражи относящихся, в заседаниях правления принимали участие высшие чины Отдельного корпуса пограничной стражи по назначению министра финансов"
Отредактировано VadimS (04-05-2012 00:07:14)