Что такое "труд.школа"..?
Трудовая Школа.
Сообщений 1 страница 23 из 23
Поделиться218-03-2012 12:53:28
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 18 декабря 1923 года
УСТАВ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ
А. Общее положение
1. Единая трудовая школа имеет целью дать детям возможность приобрести знание и навыки, необходимые им для разумной организации как своей личной жизни, так и жизни в обществе трудящихся.
2. В единой трудовой школе обучаются дети в возрасте от 8 до 17 лет включительно, составляя девять последовательных групп с годичным курсом каждая.
Примечание. Допускается, по постановлению школьного совета, прием и пребывание в каждой группе школ 1-й ступени и 2-й ступени учащихся, не достигших соответствующего возраста в пределах одного года и перешедших за этот возраст в пределах трех лет.
3. Единая трудовая школа разделяется на две ступени:
1) школа 1-й ступени для детей от 8 до 12 лет включительно, содержит четыре возрастных группы учащихся и
2) школа 2-й ступени для детей от 12 до 17 лет включительно, содержит пять возрастных групп учащихся.
Примечание 1. Школа 2-й ступени должна включать в себя два законченных концентра: 1-й обнимает первые три года обучения и 2-й - два последних года обучения.
Примечание 2. Школа 1-й ступени может быть расширена до пяти-, шести- и семилетнего курса, при чем последние один, два или три года по программам должны соответствовать первому, второму и третьему школы 2-й ступени.
4. В первую (младшую) группу школы 1-й ступени принимаются без испытаний дети восьмилетнего возраста.
Примечание. Правила для приема во все группы 2-й ступени и в промежуточные группы 1-й ступени единой трудовой школы определяются особыми положениями, утверждаемыми Народным Комиссариатом Просвещения.
5. В единой трудовой школе обучаются совместно дети обоих полов.
6. Преподавание в школе какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается.
7. Школы 1-й и 2-й ступени являются школами государственными; существование частных школ не допускается.
8. При каждой школе имеются следующие должности:
1) заведующий школой; 2) школьные работники; 3) школьный врач; 4) технический персонал.
Число должностных лиц каждой категории устанавливается штатами, утвержденными в установленном порядке.
Примечание. В школах с числом групп не менее семи устанавливается должность заместителя заведующего; во всех школах 2-й ступени и в школах 1-й ступени, имеющих не менее пяти групп, - должность секретаря школьного совета.
9. При каждой школе организуется школьный совет, функции которого определяются ст. ст. 20, 21, 23 и 24 настоящего Устава.
Б. Управление школой
10. Ответственное руководство педагогической, хозяйственной и административной частью каждой школы возлагается на заведующего школой, который председательствует в школьном совете.
Примечание. Заведующий с разрешения отдела народного образования может передоверить ведение хозяйственной работы другому школьному работнику, за работу которого он несет полную ответственность.
11. Заведующий школой назначается отделом народного образования из лиц с педагогическим стажем и обязан вести в школе педагогическую работу. Кандидат на должность заведующего может выдвигаться как школьным советом, так и профессиональными и партийными организациями.
Примечание. Кандидаты на должности заместителя заведующего и секретаря школьного совета намечаются заведующим из лиц педагогического персонала и утверждаются отделами народного образования.
12. На заведующего школой возлагается обязанность следить за всем ходом учебно-воспитательного дела в соответствии с основными положениями трудовой школы (за правильной постановкой самоуправления учащихся, организацией детского труда, политического воспитания учащихся и проч.).
13. Забота о содержании в порядке здания, а также о ремонте, отоплении, освещении его и о снабжении школы всеми хозяйственными и учебными материалами и пособиями лежит на ответственности заведующего, который ведет за своей подписью от имени школы всю текущую переписку и отчетность по школе.
14. Заведующий школой или кто-либо из школьных работников по его поручению обязан периодически делать доклады о постановке дела в школе как с педагогической, так и с хозяйственной стороны на расширенных пленумах сельских советов, районных советов и на отчетных заседаниях школьного совета с привлечением трудящихся.
15. Заведующий отвечает за общий ход учебно-воспитательного дела, за состояние и сохранность вверенного ему школьного имущества.
16. Заместитель заведующего в отсутствие заведующего несет все обязанности последнего, в остальное же время исполняет отдельные поручения, возлагаемые на него заведующим.
17. Школьные работники назначаются и увольняются отделами народного образования, при чем кандидатуры могут выдвигаться заведующим школой, партийными и профессиональными организациями из лиц, удовлетворяющих требованиям, установленным Народным Комиссариатом Просвещения; преимущество при прочих равных условиях отдается лицам с общественным стажем.
Примечание. Школьно-санитарный врач назначается органами Народного Комиссариата Здравоохранения по соглашению с органами Народного Комиссариата Просвещения и входит в состав школьного совета.
18. Школьные работники несут в учреждениях учебно-воспитательную работу, согласно распределению между ними этой работы, установленному советом, и сообразно руководящим указаниям заведующего. На обязанности врача лежат периодические медицинские осмотры учащихся и наблюдение за их здоровьем и санитарным состоянием школы.
Примечание. Мероприятия по врачебно-санитарному надзору в школе производятся в соответствии с положениями и инструкциями отдела по охране здоровья детей и подростков, согласованными с Народным Комиссариатом Просвещения в Главном Совете по охране здоровья детей и подростков.
19. Технический персонал школы назначается и увольняется заведующим школой с соблюдением существующих законоположений и с доведением о том до сведения отдела народного образования; названный персонал подчиняется непосредственно заведующему и несет работу по школе, согласно его распоряжениям и указаниям.
В. Школьный совет
20. Школьный совет составляется из всех школьных работников школы, одного представителя от технического персонала и врача. В школьный совет имеют право входить представители местных органов Российской Коммунистической Партии, отделов по работе среди женщин, профессиональных союзов и советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также представитель Российского Коммунистического Союза Молодежи по уполномочию районного или уездного комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи, по одному представителю от каждой организации; кроме того, в школах, заключающих в себе старшие группы учащихся, начиная с четвертого года обучения, в совете участвуют представители учащихся по одному от группы.
Примечание. В школьных советах школ, в которых обучаются дети из детского дома, не имеющего собственной школы, участвует также представитель от коллектива воспитателей детского дома.
21. Школьный совет созывается заведующим не менее одного раза в месяц, при чем его рассмотрению подлежат следующие вопросы:
а) заслушание и обсуждение распоряжений и инструкций подлежащих центральных и местных органов, ведающих народным образованием, и обсуждение мер для проведения таковых в жизнь;
б) утверждение программы и плана занятий каждой школьной группы и всей школы в целом, составляемых коллективом школьных работников в соответствии с программами и учебными планами Народного Комиссариата Просвещения;
в) установление методов проработки учебного материала;
г) организация труда и отдыха учащихся;
д) распределение занятий в школе по часам дня и по дням недели;
е) периодическое заслушивание отчетов школьных работников, школьно-санитарного врача и представителей учащихся о проведении в жизнь намеченного плана работ, об отклонениях от него и об общих достижениях учащихся;
ж) обсуждение вопросов, связанных с приемом учащихся, распределение их по группам и перевод из группы в группу с выдачей удостоверения об окончании школы или той или иной ее группы;
з) заслушание и обсуждение отчетов о содействии школе тех или иных групп населения и организаций, об общественной работе школы и др.;
и) установление способов учета и проверки работ учащихся на основании утвержденных инструкций и правил;
к) распределение учебно-воспитательной работы и работы по заведыванию вспомогательными учебно-педагогическими учреждениями школы между отдельными школьными работниками;
л) обсуждение и утверждение сводок учета методической работы школы;
м) представление в отдел народного образования об удалении из школы кого-либо из учащихся;
н) заслушивание и обсуждение проектов улучшения постановки дела в школе;
о) заслушание и обсуждение всякого рода заявлений, касающихся жизни и работы учащихся.
Примечание. Кроме вопросов, перечисленных в предыдущей статье, школьный совет обсуждает вопросы по учебно-воспитательной части школы, предложенные для обсуждения названному совету отделом народного образования, заведующим школой или через него другими членами совета.
22. Заведующий школой в случае своего несогласия с постановлениями совета имеет право приостанавливать исполнение этих постановлений, при чем право окончательного разрешения вопроса принадлежит отделу народного образования.
23. Совет может для разработки тех или иных вопросов по учебно-вспомогательной части выделять из себя как постоянные, так и временные комиссии, работающие по инструкциям, утвержденным советом.
24. В исключительных случаях заведующий школой имеет право принимать самостоятельные те или иные меры, решая вопросы, указанные в ст. 21, без предварительного обсуждения этих вопросов в школьном совете и докладывая о принятом решении в ближайшем заседании школьного совета.
Примечание. Копии протоколов школьного совета и комиссий, выделяемых им, ежемесячно представляются в отдел народного образования; сводки учета методической работы школьного совета представляются в отдел народного образования не менее трех раз в год.
25. В целях обмена наблюдениями и опытом отдельных школьных работников одна из лучших наиболее активных школ по назначению отдела народного образования организует объединение прилегающих школ и периодически, не менее раза в три месяца, созывает педагогическое совещание работников данного объединения.
Г. Учащиеся
26. Доступ в единую трудовую школу 1-й и 2-й ступени открыт для всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет. В случаях, когда развитие школьной сети не позволяет принять в школу всех детей, преимущество при приеме отдается детям трудящихся.
27. Каждый имеющий удостоверение о выполнении работы по курсу какой-либо группы принимается без всяких испытаний в следующую возрастную группу любой школы 1-й и 2-й ступени и в соответственную группу профессионально-технического учебного заведения. В случаях, когда недостаточное развитие школьной сети не позволяет принять в школу всех удовлетворяющих названному условию, настоящее правило распространяется лишь на детей трудящихся.
28. Окончившие полный девятилетний курс единой трудовой школы пользуются правом поступления в высшее учебное заведение в соответствии с существующими на этот счет положениями.
29. Перевод учащихся из группы в группу, а также выдача удостоверений в окончании школьного курса или успешной проработке курса какой-либо группы производится по постановлениям школьного совета, согласно результатам учета работы учащихся, применительно к инструкциям, утвержденным Народным Комиссариатом Просвещения.
30. Как при поступлении в школу, так и в течение учебного года учащиеся подвергаются тщательному медицинскому осмотру для определения состояния и изменения их физического и психического здоровья.
Д. Учебно-воспитательная часть
31. Объем и содержание преподавания определяются программами, издаваемыми Народным Комиссариатом Просвещения.
32. В основу работы школы кладется всестороннее теоретическое и практическое изучение трудовой деятельности людей и ее организации. Вся работа по ознакомлению с силами и явлениями природы, жизнью общества в настоящем и прошлом концентрируется около этого основного стержневого вопроса.
33. Работа школы должна опираться на окружающую производственную деятельность. В соответствии с этим задачей школьного совета является построение учебного плана в тесной связи с местным производством.
34. Производственному труду (сельско-хозяйственному и т.п.), органически связанному с обучением, в школе должно быть отведено видное место.
35. Вся работа в школе и весь строй жизни ее должны способствовать выработке в учащихся классового пролетарского самосознания и инстинктов, осознанию солидарности всех трудящихся в борьбе с капиталом, а равно подготовке к полезной производительной и общественно-политической деятельности.
В этих целях должны быть используемы коллективный труд в школе и вне последней, установление связи с трудящимися массами, организация юных пионеров, коллективное чтение и беседы и т.п.
36. В школах как 1-й, так и 2-й ступени вводится детское самоуправление, начиная с элементарнейших его форм, постепенно развивающееся в стройную оформленную организацию.
37. Никакие наказания в школе не допускаются.
38. Школьные занятия продолжаются в течение десяти месяцев, при чем как начало, так и конец этих занятий для отдельных районов устанавливаются местным губернским отделом народного образования.
Примечание. Сроки и продолжительность зимнего и весеннего перерывов в школьных занятиях определяются Народным Комиссариатом Просвещения.
39. В период учебных занятий эти занятия не происходят лишь в дни, установленные подлежащим учреждением в качестве дней праздничных и отдыха.
Е. Права школ
40. Все имущество, как то: оборудование, инвентарь, учебные пособия, библиотека и проч. школы находится в ее пользовании, составляя государственную собственность, и может быть отчуждено или передано другим учреждениям или лицам лишь с согласия губернского отдела народного образования и в соответствии с действующими узаконениями.
41. Каждой школе должен быть отведен земельный участок согласно нормам, утвержденным Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 26 февраля 1923 года, школьные участки освобождаются от промыслового налога на основании Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 20 июня 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 61, ст. 572).
42. Школы пользуются льготами при оплате коммунальных услуг при заготовке топлива, при отпуске лесных строительных материалов и прочими льготами, кои предоставляются государственным учреждениям.
43. Каждая школа имеет свою печать, согласно существующим правилам.
Поделиться318-03-2012 12:56:23
Спасибо за быстрый ответ,Кирилл!Т.е.они относились,исключительно,к Мин.Просу?
Поделиться418-03-2012 12:57:23
Т.е.они относились,исключительно,к Мин.Просу?
Коля, вот по подчиненности фиг его знает, видимо, да, НКП...
Поделиться518-03-2012 13:11:17
Есть некое фото.Рядом с ТШ-персонаж в форме РКМ...Вот и подумалось
Поделиться618-03-2012 18:21:48
Трудовая школа - это общее наименование всех общеобразовательных школ в СССР. Это было также, как все судьи и следователи были "народными", армия и милиция "рабоче-крестьянскими". Потом в 1960-егг. школы стали именовать "трудовыми политехническими", а в 1970-е "школами с производственным обучением".
Поделиться718-03-2012 19:16:16
Трудовая школа - это общее наименование всех общеобразовательных школ в СССР. Потом в 1960-егг. школы стали именовать "трудовыми политехническими", а в 1970-е "школами с производственным обучением".
Не соглашусь, Кирилл Сергеевич. "Трудовые школы" закончились еще в 1920-е, т.к. уже в 1930-х школы именуются "общеобразовательными"....
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0% … 1%D1%D1%D0
http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-dokumenty/z2r.htm
Поделиться818-03-2012 19:17:53
Трудовая школа(правда не знаю какой ступени) было в г.В. Луки.
Здание сохранилось.
До революции тоже в этом здании школа была.(с трудом тоже была связана).
Завтра точно уточню у краеведа.
Отредактировано Парамоша (18-03-2012 19:34:24)
Поделиться918-03-2012 19:27:17
Таки,и в Нижнем была...
Поделиться1018-03-2012 22:09:36
Не соглашусь, Кирилл Сергеевич. "Трудовые школы" закончились еще в 1920-е, т.к. уже в 1930-х школы именуются "общеобразовательными"....
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-dokumenty/z2r.htm
Предъявляю вещдоки:
Поделиться1118-03-2012 22:20:21
Предъявляю вещдоки:
Кирилл Сергеевич, так Ваши вещдоки не противоречат моим словам. Вы писали "Трудовая школа - это общее наименование всех общеобразовательных школ в СССР. Потом в 1960-егг. школы стали именовать "трудовыми политехническими", а в 1970-е "школами с производственным обучением". Ваша школа была такой, но были и обычные общеобразовательные школы, сейчас поставлю сканы...
Поделиться1518-03-2012 22:34:50
У нас школа была самая обыкновенная.
Поделиться1618-03-2012 22:35:40
Кирилл Сергеевич, вот еще несколько аттестатов...
Поделиться1918-03-2012 22:37:15
Приношу свои извинения нынешним и будущим владельцам данных документов - все фото взяты с "Молотка"
Поделиться2018-03-2012 22:38:57
У нас школа была самая обыкновенная.
Верю, но она именовалась именно так, в то время как другие средние школы, как видно из приведенных мною документов - иначе.
Знаю, кстати, несколько случаев, когда выпускникам специализированных школ выдавались аттестаты общеобразовательных и наоборот...
Поделиться2119-03-2012 12:53:28
Ну, сунусь со своей укроспецификой... Как-то нашел в архиве приказ об образовании моей родной школы. В августе 1925 г. Винницкий окрнаробраз издал приказ о разделении "Осередковой (средней) трудовой школы на три: 4-ю с украинским языком обучения, 5-ю с русским, 9-ю - с идиш. Классы тогда в УССР называли "концентрами". Речь шла об обычных общеобразовательных учебных заведениях.
Поделиться2219-03-2012 21:03:45
Классы тогда в УССР называли "концентрами". Речь шла об обычных общеобразовательных учебных заведениях.
А А.С.Макаренко их называет группами (правда, он работал на Полтавщине).
Поделиться2317-05-2012 10:14:45
ДЕКРЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОМИТЕТА СОВЕТОВ
от 16.10.1918 № 812
Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики (Положение)
I.Общие положения об Единой Трудовой Школе
Ст. 1-я. Всем школам Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики, состоящим в ведении Народного Комиссариата
Просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается
наименование: "Единая Трудовая Школа".
Примечание 1-е. Отдельные школы обозначаются сокращенным
названием: "Советская", с указанием местности, номера школы и
ступени, - напр.: "3-я Советская школа 1-й ступени Нарвского района
гор. Петрограда".
Примечание 2-е. Разделение школ на начальные, высшие начальные
училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические,
коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ
упраздняется.
Примечание 3-е. С 1 октября 1918 года все учебные заведения
всех ведомств переходят в ведение Народного Комиссариата
Просвещения (Собр.Узакон. и Расп.Раб. и Кр.Прав. 1918 г., N 39, ст.
507).
Ст. 2-я. Единая Школа разделяется на 2 ступени: 1-я для детей
от 8-ми до 13-ти лет (5-летний курс) и 2-я - от 13-ти до 17-ти лет
(4-летний курс).
Примечание 1-е. К Единой Школе присоединяется детский сад для
детей от 6-ти до 8-летнего возраста.
Примечание 2-е. Органы школьного самоуправления могут
отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения
Губернского Отдела Народного Образования.
Примечание 3-е. Пребывание в школе учащихся дольше
установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего
нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.
Статья 3-я. Обучение в школе 1-й и 2-й ступеней бесплатное.
Статья 4-я. Посещение школы 1-й и 2-й ступеней обязательно для
всех детей школьного возраста.
Примечание. Для практического проведения этой меры в жизнь
Отделы Народного Образования должны немедленно приступить к
разработке плана школьной сети, учету всех детей школьного возраста
от 6-ти до 17-ти лет, а также к составлению смет на постройку и
оборудование школ, содержание личного состава, смет по организации
питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями.
Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество
школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где
условия общедоступности образования имеются налицо. Для детей
неграмотных, но по своим годам не могущих быть принятыми в школы
общего типа, должны быть организованы или особые занятия при Единой
Школе или особые внешкольные занятия.
Статья 5-я. В школе 1-й и 2-й ступеней вводится совместное
обучение (Собр. Узакон. 1918 г., N 38, ст. 499).
Статья 6-я. Преподавание в стенах школы какого бы то ни было
вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается
(Собр. Узакон. 1918 г. N 18, ст. 263).
Статья 7-я. Разделение преподавателей на категории
уничтожается. Все школьные работники (ст. 8-я) получают
вознаграждение по ставкам 1-й категории декрета Совета Народных
Комиссаров "О нормах оплаты учительского труда" (Собр. Узакон. 1918
г., N 47, ст. 552).
Примечание 1-е. Оплата учительского труда производится не
поурочно, а помесячно.
Примечание 2-е. Особая оплата должностных лиц из числа
школьных работников свыше установленной нормы не допускается.
Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е. преподаватели,
школьные врачи и инструктора физического труда избираются в
соответствии с постановлением о выборности всех педагогических и
административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и
инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.
Примечание 1-е. Заместители школьных работников допускаются к
работе в школе Отделами Народного Образования и во время исполнения
своих обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.
Примечание 2-е. В случае невозможности удовлетворить
хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26)
допускается приглашение технических служащих по найму, которые не
участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы
к обсуждению хозяйственных вопросов.
Примечание 3-е. Участие школьных работников в работе других
школ допускается с разрешения соответствующих местных Отделов
Народного Образования.
Статья 9-я. При Народном Комиссариате Просвещения и Отделах
Народного Образования учреждаются должности инструкторов. На
обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для
поддержания живой связи их с соответствующими Отделами Народного
Образования и в целях оказания помощи преподавателям в их
педагогической работе.
Статья 10-я. Число учащихся на одного школьного работника не
должно превышать 25-ти; таким образом, общее количество школьных
работников в каждом учебном заведении следует определять, исходя из
этой нормы.
Примечание. Отступления от указанных норм могут производиться
по постановлению Отдела Народного Образования.
Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1-32) распространяется и
на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним
может быть оказана государственная поддержка при условии признания
ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.
II. Основные начала школьной работы
Статья 12-я. Основой школьной жизни должен служить
производительный труд, не как средство оплаты издержек на
содержание детей и не только, как метод преподавания, но, именно,
как производительный общественно-необходимый труд. Он должен быть
тесно, органически связан с обучением, освещающим светом знания всю
окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы
непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд
должен знакомить детей с самыми разнообразными формами
производства, вплоть до самых высших.
Примечание 1-е. Трудовое начало станет мощным педагогическим
средством в том случае, если труд в школе будет творчески
радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и
при всем этом планомерно и социально организованным. В этом
последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и
органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей
жизнью.
Примечание 2-е. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь
школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в
школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту
внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально
поставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во
всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых
организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда,
должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом
учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования
трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство
ответственности, как за ту часть работы, которая выпадает на долю
каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей
работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и
организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан
Социалистической Республики.
Статья 13-я. Обучение в трудовой школе носит
общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях,
причем физическому и эстетическому образованию отводится видное
место.
Примечание 1-е. Инструкции, примерные программы и
объяснительные записки будут изданы дополнительно.
Примечание 2-е. Учебный план, как на 1-й, так и на 2-й ступени
должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным
условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных
групп учащихся является возможным при условии соблюдения
целостности курса.
III. Порядок и условия школьной работы
Ст. 14-я. Школьные занятия в течение года распадаются на 3
категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1-го сентября по
1-е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1-го
июня по 1-е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для
знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с
1-го июля по 1-е сентября, с 23-го декабря по 7-е января и с 1-го
по 14-е апреля. В школе празднуются установленные
Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские праздники.
Примечание. Губернским Отделам Народного Образования
предоставляется право, как сокращать время полных вакаций, так и
видоизменять распределение занятий в течение года.
Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7-ми дней.
Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не под ряд, выделяются из
общего числа учебных дней, при этом один день является совершенно
свободным от обычных занятий и должен быть использован для чтения,
экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для
чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является
полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется
для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий,
ученических собраний.
Примечание 2-е. Каждый школьный работник имеет один свободный
день в неделю.
Статья 16-я. Какие бы то ни было программные учебные занятия
для учащихся в школе 1-й ступени не должны превышать в первые три
года 4-х часов и в остальные два года - 5-ти часов, а на 2-й
ступени - 6-ти часов.
Статья 17-я. Задавание обязательных уроков и работ на дом не
допускается.
Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются.
Статья 19-я. Все экзамены - вступительные, переходные и
выпускные - отменяются.
Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть
заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к
соответствующему роду занятий.
Примечание. Переход в несоответствующую возрасту высшую группу
допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.
Статья 21-я. Во всех школах всех типов вводятся обязательные
горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам гигиенических норм
для детей соответствующего возраста.
Статья 22-я. Все школы, как 1-й, так и 2-й ступени должны
состоять под регулярным наблюдением врачей.
Статья 23-я. При поступлении ребенка в школу необходим
тщательный медицинский осмотр для определения состояния его
физического и психического здоровья.
Статья 24-я. При недостатке вакансий в Единой Школе порядок
замещения свободных мест определяется соответственными Отделами
Народного Образования.
Статья 25-я. Каждой школе должен быть отведен свободный от
построек земельный участок, не менее одной десятины в сельских
местностях, а в городах - по мере возможности, но не менее 500 кв.
саж.
Примечание. Земельный участок, отведенный вновь открывающимся
школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.
IV. Основные принципы самоуправления Единой Трудовой Школы
Статья 26-я. Школьный Коллектив состоит из всех учащихся
данной школы и всех школьных работников.
Статья 27-я. Ответственным органом школьного самоуправления
является Школьный Совет, состоящий: а) из всех школьных работников,
б) из представителей трудового населения данного школьного района в
количестве 1/4 числа школьных работников, в) в таком же соотношении
от учащихся старших возрастных групп, с 12-летнего возраста и г)
одного представителя от Отдела Народного Образования.
Статья 28-я. Внутренняя жизнь Школьного Коллектива в рамках
постановлений Центральных и местных органов Народного Комиссариата
Просвещения и Школьного Совета регулируется общими и групповыми
собраниями Школьного Коллектива.
Статья 29-я. Исполнительным органом Школьного Совета является
Президиум, который объединяет работу Исполнительных Комиссий,
организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.
Статья 30-я. Решения Школьного Совета, принимаемые им по всем
вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих положений об
Единой Школе и постановлений Отдела Народного Образования Совета
Рабочих и Крестьянских Депутатов и могут быть опротестованы
представителем Отдела.
Примечание. Протест не останавливает решения Школьного Совета,
но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного Образования.
Статья 31-я. В компетенцию Школьного Совета входят
рассмотрение и решение следующих вопросов:
а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы,
б) представление в местный Отдел Народного Образования об
освобождении учащихся от занятий в данной школе,
в) утверждение планов и программ занятий групп в пределах
директив Народного Комиссариата Просвещения и местных Отделов
Народного Образования,
г) утверждение порядка и плана образовательных,
производительных и хозяйственных работ школы,
д) составление годовых смет и отчетов о педагогической и
административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива.
е) рассмотрение и утверждение проекта школьной инструкции (о
внутреннем строе жизни школьной коммуны).
Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной коммуны должна
строиться на началах полной свободы объединения всех членов
коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и
воспитательные цели, - напр., союзы преподавателей, союзы молодежи
и т. п.
V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь
Для проведения указанного плана в жизнь предлагается
3-классные и 4-классные начальные училища превратить в 5-летние
школы 1-й ступени, для чего с начала учебного года ко всем
начальным училищам добавить дополнительный год обучения. В
дополнительную старшую возрастную группу привлекаются дети,
окончившие в текущем году начальные училища. Так называемые
2-классные училища с 5-летним курсом в полном составе относятся к
школам 1-й ступени.
Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к
ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются
применительно к следующему плану разделения мужских гимназий:
первые три нормальные класса с приготовительными превращаются в
самостоятельные школы 1-й ступени и перестраиваются на общих для
указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется
первый год обучения, а если встретится надобность, то и 2-й (до
5-летнего состава).
4, 5, 6 и 7-й классы образуют школы 2-й ступени; 8-й класс
упраздняется.
Высшие начальные училища и приближающиеся к ним по типу, -
напр., торговые школы,- преобразуются в школы 2-й ступени, для чего
от них отсекается 1-й год обучения и добавляется старшая возрастная
группа для окончивших учебные заведения в текущем году.
Этот план преобразования бывших начальных и средних учебных
заведений является примерным и может быть видоизменяем
соответственными Отделами Народного Образования.
Подписали:
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Советов Я.Свердлов
Заместитель Народного Комиссариата Просвещения М.Покровский
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов В.Аванесов