Униформистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Униформистика » Водный транспорт » Фото водолаза, 1920-е гг.


Фото водолаза, 1920-е гг.

Сообщений 1 страница 30 из 72

1

Всем доброго времени суток!

Недавно приобрёл на другом форуме фотографии по заинтересовавшей меня некоторое время назад теме - водолазы.
Изображения одного и того же человека в 1927 и 1929 годах.
Фотографии не совсем обычные, по крайней мере одна, 1927 года. Я бы сказал, эклектичная. На ней - водолаз в фуражке с эмблемой - скрещённые топор и якорь. На вороте прицеплен якорёк.
На второй, 1929 года, он же, но уже в бескозырке. Якорёк на вороте снова присутствует. Фото сделано, насколько я смог прочитать, в Харькове (фотограф В.Довбня ? ).
На том же форуме, где приобретены фото, мне посоветовали с вопросами обратиться на другие форумы, в том чиле сюда.
Прошу помощи в определении фотографий. Кто конкретно изображён? Речной или морской флот? Работник портовой водолазной службы? ЭПРОН? Госсудоподъём?
Заранее благодарен.
С уважением.

увеличить

увеличить

2

Коллега BCrow, в предварительном порядке - перед нами работник судоходного надзора на внутренних водных путях СССР. Относился к ведомству ЦУРЕК - Центрального управления речного траспорта НКПС СССР. Эмблема - белого металла, поскольку говорите о 1927 году, скорее всего на нем фуражка отмененного к этому времени образца - тулья голубого цвета, околыш черный, канты на фуражке красные...Кстати а форма на нем не военно-морская? Мог ведь перейти на работу в НКПС для шику носить форму военную, а фуражку как положено - такие нарушения в 20-х годах могли иметь место, особенно у бывших военных, и соответственно штат водолаза остался от РККФ (это предположение!)...Мог и к 1927 году уволиться из НКПС, а отмненную фуражку надеть для фотографирования...В любом случае - это не ЭПРОН - поскольку Экспедиция подводных работ особого назначения, если я правильно помню, входила в состав ОГПУ и, соответстнно, носила военно-морскую форму со знаками различия по категориям военных моряков (или морпогранохраны?)

Отредактировано general-director (26-12-2009 19:52:48)

3

Во блин, а тельник где??

4

То есть, если я правильно понял замечание - это его родная "гражданская" форма? Или замечание про "блин" надо понимать, что это вообще не НКПС? Не согласен и мы оба уважаемый admin знаем о каком приказе НКПС речь идет... Правда в описании фуражка есть, а формы такой как на фото именно нет и штатов нет водолазных в НКПС...И других и приказов на эту тему за означенный период времени не выявил...А иных случаев носки цветных фуражек на морских путях сообщения я не знаю...ТОлько на жд - кто знает пусть скажет со ссылкой на приказ...Извините, других версий кроме высказанной не имею...

Отредактировано general-director (26-12-2009 22:09:51)

5

general-director, спасибо за мнение! Я так понимаю, меня сюда направили в расчёте на то, что Вы отреагируете на просьбу :)
Итак, давайте для ясности уточним.
По состоянию на 27 год это вероятно "работник судоходного надзора на внутренних водных путях СССР... ЦУРЕК НКПС", при этом у него эмблема водолаза, т.е. в означенном ведомстве состояли и водолазы? Фуражка уже устарела, но для форсу мог и надеть. Форма, может быть, и военно-морская.
Уточнение - а это моряк или речник? И что означает якорёк на вороте?
И если теоретически мог уволиться из НКПС, то тогда кем может быть? Что за гражданская водолазная служба могла быть?
Теперь про вторую фотографию - на ней он уже в бескозырке, а форма, похоже, такая же, эмблема водолаза на рукаве осталась, то есть через два года он всё ещё водолаз. Он теперь кто, в смысле ведомственной принадлежности? В НКПС именно бескозырки ввели вместо устаревших фуражек? И мог ли он работать в Харькове, ведь, насколько я понимаю, не мог? Там никакой серьёзной воды нет, какая то речка небольшая, Лопань, кажется.
С нетерпением жду продолжения обсуждения :)

6

Уважаемый Коллега BCrow, попробую по порядку:
1) о фуражке - судя по фотографии - она цветная, отсюда я предположил, что это фуражка, введеная для работников судоходного надзора приказом НКПС СССР от 1925 г. № 6688. Сказал "устаревшая", поскольку фуражку с вышерписанной расцветкой буквально в том же 25 году сменили на другую цветную фуражку с другим цветом тульи, где окантовка должна быть белой...На фотографии мы видим, что канты явно не белые - других примеров цветных фуражек я на водных путях в НКПС не знаю - эмблема НКПС сомнению не подлежит - это топор и якорь белого металла...Следовательно для 1927 года - это уже отмененная фуражка...
2)форма - Водолазы были во многих гражданских ведомствах - естественно и в НКПС, более того даже в "сухопутном" железнодорожном МПС они были - но это отдельная тема...Из всего материала какой имею следует, что водолаз должен был носить форму того ведомства, где состоит на службе, следовательно, если это специальная форма для водолазов НКПС, должны существовать документы, которые утверждают эту форму, а главное разрешают использовать штаты на подобие военно-морских, "гюйс" (если я правильно помню название воротника военных моряков - извините делитант в военно-морской форме) и прочие атрибуты, включая якорь с красной звездочкой (если правильно разглядел) - я информации об этом не имею и при просмотре идокументов НКПС пока ничего подобного не нашел...Если говорить о судоходном надзоре - то у него и форма другая и знак должен быть специальный при исполнении...
Как сочетать фуражку с формой? - отсюда я и сделал те выводы, которые изложил...
Согласен с admin'ом  в той части, что трудно объяснить отсутствие "тельника", но как тогда объяснить и другие "несочетания"?

Отредактировано general-director (27-12-2009 02:31:26)

7

М-да, ситуация не проясняется.
Получается, водолаз с такой эмблемой не должен принадлежать к служащим НКПС? Либо он перешёл с военной службы на гражданскую, но форму не сменил ещё, либо из НКПС перешёл на военную службу, но не успел сменить фуражку?
И как тогда быть со второй фотографией, 29 года?  :question: Там он всё в той же форме с той же эмблемой на рукаве, но фуражку всё-таки сменил на бескозырку - то есть он военный водолаз? Только почему то тельняшки нет, как не было и на первой фотографии - жарко ему, что ли? 8-)

8

Да еще такой момент - водолазы НКПС с 1923 года должны носить специальные нагрудные знаки, но никак не штаты, которого опять же не вижу.
Если это работник морского транспорта - у него должен быть другой знак - не топор и якорь...
3) Да и последнее, прошу прощения за задержку - поднял материал по НКПС: допустим это работник морского транспорта, форма для которого введена приказом НКПС № 7651-1925 года...По описанию многое подходит со второго фото- и бескозырка и т.д. Но тогда как объяснить, что на первом фото имеется цветная фуражка?

Отредактировано general-director (27-12-2009 00:17:16)

9

В связи с этим насколько реалистична версия о том, что изображённый в 27 году из НКПС перешёл на военную службу, но на момент съёмки (10 мая 1927 года) носил из каких-то соображений свою старую фуражку, к 29-му году же всё-таки разжился (или был вынужден обзавестись) форменной бескозыркой?
Ведь нарукавная эмблема (штат, Вы говорите, она называется?) должна принадлежать военному водолазу, не гражданскому, правильно я понимаю? А носить на гражданской службе 2 года военную форму, да ещё и дополнить её недостающей деталью (бескозыркой) - это, на мой взгляд, менее вероятно, чем первый вариант?
И да, любопытство мучает - зачем якорёк на вороте?  :question:

10

Коллега, я высказал свою версию...Еще раз повторяю, я не знаю как сочетать цветную фуражку и форму на фотографии - у меня другой версии нет...

11

У него ещё ремень отсутствует,да и штат похоже ещё царский.По мойму это не ЭПРОНовец ,уж очень не по форме одет.Жетончик в вырезе фланки,прямо революционный братишка1918.ЭПРОНвцы если мне не изменяет память носили общефлотскую форму,водолозный штат и надпись на ленте,а то что ЭПРОН входил несколько лет в НКПС в его форме не нашло отрожения.
Может речной водолаз? А с чем связана датировка фотографий и из какого она региона?

Отредактировано Lahav (27-12-2009 00:32:08)

12

Про то, речной или морской это водолаз, я и сам хотел бы узнать.
Самая непонятная фотография - первая. Ну а по второй то он кто? Что скажете, коллеги?
Про датировку и происхождение.
На первом фото на обороте дата указана - 10 мая 1927 г. На втором - 2 даты, 1 февраля 1929 года чернилами (думаю, это дата съёмки) и 25 августа 1929 года карндашом (вместе с дарственной надписью). Н втором фото, как я писал в первом посте, есть фотоателье и город - думаю, Харьков, первые буквы хорошо видны. К тому же вчера фотографии как раз из Харькова пришли.

Отредактировано BCrow (27-12-2009 10:19:56)

13

1) все-таки на второй фотографии - матрос торгового флота, форма утверждена приказом НКПС № 7651-1925 года - головной убор для некомандного состава - безкозырка с названием судна и сокращенным названием владельца; На рукаве - овальный знак с двумя перекрещенными якорями и серпом и молотом над ними все вышито красными шелковыми нитками - все-таки там не водолаз, если внимательно присмотреться, по-моему, - поднял дело с приказом и проверил весь текст...Якоря на ленте - печатные адмиралтейские...Правда тельник должен быть по прилагаемым правилам...
2) на первой фотографии - фуражка судоходного надзора, введенная приказом НКПС № 6688-1925, а вот форму атрибутировать не могу - не имею таких документов..

Отредактировано general-director (27-12-2009 00:55:14)

14

На второй фотографии на рукаве - однозначно водолаз, ответственно заявляю, в лупу хорошо видно.

15

Ну по первой фотографии как раз есть вполне вразумительный ответ - водолаз судоходного надзора. А вот второй снимок может говорить о том, что матрос перешел в водолазное подразделение речного транспорта. более точно можно сказать, посмотрев нормативную базу...

16

Вообще, эмблемы на первой и второй фотографиях идентичны, форма, мне кажется, тоже.

17

Если две эмблемы одинаковы и форма идентична, то Коллега BCrow, я не знаю как объяснить следующие вещи:
Если на втором фото - водолаз со знаком водолаза, причем пока не ясно когда введенным в НКПС, то тогда по какому праву он носит форму? Для лиц, окончивших водолазную школу НКПС и получивших в правительственной испытательной комиссии соответствующие звания (их три разных) в 1923 году введены нагрудные знаки овальной формы, причем с разным металлом в зависимости от звания...Какую должность он занимает? У лица такого знака нет...
Если на первом фото именно водолаз судоходного надзора, а не просто работник судоходного надзора со своей фуражкой, но непонятной формой, то где должность водолаза в судоходном надзоре?: я там такой не нашел...
Может быть все-таки в первом случае мы имеем дело с человеком, работающим (работавшим) в судоходном надзоре, который по каким-то причинам, в нарушение установленных правил (форма другая у судоходного надзора) не снял флотскую форменную одежду со штатом водолаза РККФ, но использует установленную для судоходного надзора фуражку?
А во втором случае - перешел на работу в торговый флот и надел установленную форму "гражданского" моряка без всяких эмблем водолазов?
ТОгда, по крайней мере, полученная им на военной службе квалификация водолаза, видимо не дает ему права носить знак водолаза НКПС, который получают после окончания соответствующей школы НКПС а на "гражданке", он уже не водолаз, а, последовательно, надзиратель/надзорщик судоходного надзора (в приказе 6688, как-то  и то и другое название используется), а потом матрос торгового флота?
Да и еще такой вопрос попутно, связанный с "проблемой якоря", прошу прощение у Коллег, которые специализируются на РККФ, поскольку делетант в этом вопросе полный, спрашиваю - а как обозначалась квалификация у военных водолазов? - может быть якорь со звездой у нашего героя на фото имеет к этому какое-то отношение? И человек его носит при любой форме, обозначая полученную на военной службе квалификацию? Хотя конечно могу предположить, что у военных моряков знак тоже должен иметь нагрудное исполнение ... Кстати, там на якоре (первое фото) не просматривается водолазный шлем, а сверху звезда я имею в виду, как сказать-то ну то что как застежка на сходе воротника?

Отредактировано general-director (27-12-2009 02:51:49)

18

Уважаемый general-director!
Вот я потому и спрашивал, не мог ли персонаж перейти из НКПС на другую работу, но не успел поменять фуражку?
При этом если он даже именно в НКПС перешёл с военной службы, то почему он не мог работать там водолазом с квалификацией, полученной в РККФ? Ведь не заставляли же его "на права пересдавать"?
По второму фото - это именно торговый флот? Но ведь форма то такая же, как и на первом фото? Почему в первом случае она военная, а во втором - гражданская?
Ещё раз с лупой сравнивал два изображения. Форма - очень похожа, оттенок более тёмный на втором изображении может быть обучловлен параметрами печати. Эмблема (штат) водолаза - не вижу различий. Вот якоря на вороте, возможно, разные несколько, кстати - не знаю, что это может означать. Звезды ни на одном, ни на другом я не заметил.
Может быть, это какое то другое ведомство? Извините дилетанта - но, может быть, это какой-нибудь Госсудоподъём?
Ну не мог же человек упрямо перед фотографированием нашивать на рукав не положенную ему эмблему? Ведь её отпарывать потом всё равно, раз не положено.

Отредактировано BCrow (27-12-2009 10:19:25)

19

Как версия-и Фуражка и Рубаха-старого(т.е.Имперского) образца.Фото только подписано 1927 годом,но сделано ранее данной Даты.Считаю,что персонаж является Водолазом,но Фуражку одел для "шику".Отсутствие тельняшки характерно для 20х годов.

20

Уважаемые Коллеги, о такой организации как "Госсудподъём" ничего не слышал, возможно у других коллег есть материалы по ней...
По поводу "имперской цветной фуражки" не могу согласиться, поскольку и до революции и после такие фуражки были только в кавалерии у конкретных полков, про МПС, а уж тем более про практику ношения старой формы в НКПС (кроме одного документально подтвержденного случая, не имеющего отношения к водным путям сообщения) ни одного документа не обнаруживал...
Квалификацию пересдавать, естественно никто не требовал, просто нет документального подтверждения тому, что в судоходном надзоре имелись должности водолазов, а в торговом флоте использовались "штаты" водолазов военного образца или свои знаки...Я Вам рассказал как водолаз обозначался в НКПС - нагрудным знаком...Ничего другого пока не нашел...
Форма на певом фото отличается от второй очевидно, в том числе и набором конкретных элементов, во втором случае, извнините наставиваю, что на рукаве знак овальной формы торгового флота - с двумя якорями и серпом и молотом, другого просто приказ не содержит...
Насчет якоря - Вы же сами спросили, для чего якорек, я предположил, что это некий знак, обозначающий квалификацию военного водолаза, которая к работе лица в НКПС уже не имеет отношения...Поскольку ответа не последовало как выглядели подобные знаки в РККФ, попробую сам найти в литературе...
Если Вы готовы привести приказ НКПС, которым вводидись штаты водолазов для торгового флота и судоходного надзора, а также показать, что должности водолазов присутствовали в судоходном надзоре - тогда конечно Ваша версия проходит, извините, имеющиеся у меня документы (хотя конечно набор далеко не полный) этого пока не подтверждают...Может у других они есть?

21

В данном случае вижу "смесь"Униформы ДОреволюционной России...Фрагмент с Фуражкой.

увеличить

22

Я так понимаю, что мы в сторону куда-то уходим, - после 1917 года никто никому носить доревлюционные кокарды и орлов в венке (видимо арматура чиновника МПС, не имеющего звания инженера путей сообщения) в НКПС не позволял...Было использование отдельных элементов "прежнего образца", но не более я  соглашусь с обратным, если будет приведен конретный приказ НКПС по данному вопросу, с текстом. Есть единственный пример, не касающийся данной темы, но и там никто орлов и кокард гражданских классных чиновников РИ надевать на околыш не позволял и решение принималось не на общеведомственном уровне, да и не нашлось бы такого смельчака, кроме тех, кто страстно желал пообщаться с органами ОГПУ...
Возвращаясь к фотографии - персонаж мог перейти в НКПС из РККФ, естественно, только этим можно объяснить "смешение" формы - уходить "из НКПС" на торговый флот (вторая фотография) он не мог посокльку в 1920-е годы (до 1931 года - дальше НКВТ) морской торговый флот был в ведении НКПС, чему свидетельством приказы НКПС, реглирующие форменную одежду работников торгового флота...ТО есть он перешел на новую работу внутри ведомства...
Насчет якоря на воротнике - я выдвинул версию, поскольку мне видится композиция - якорь на который наложен водолазный шлем, а сверху звезда, - возможно и скорее всего я не прав, поэтому и просил привести изображание знаков квалификации военных водолазов, присваиавашихся в 1920-е годы...
Про организацию "Госсудподъем" ничего не знаю - сошлитесь на документы Коллега, которыми для такой организации вводлись цветные фуражки...
ЭПРОН носил военно-морскую форму одежды, мне даже в одной из книг в РГБ попадался табель должностей, к сожалению, не могу с ходу сослаться на источник - не моя тема немного пока и ксерокса не делал...
Смешение формы в гражданских ведомствах с военной, особенно бывшими военными в 1920-е -, пркатика имевшая место сплошь и рядом, с ней боролись, - знаю как минимум два документальных примера, причем в абсолютно разных ведомствах...

Отредактировано general-director (27-12-2009 17:09:57)

23

Субъективно-Фото периода Гражданской(или сразу после ее окончания) войны,отсюда и такой "набор" Униформы...

24

Коллега, я сомневаюсь, что это фото времен гражданской войны или после нее - во всяком случае сама дата съемки...Первая форма советского периода на ж\д о которой знаю - это 1922 год для проводников вагонов - сами понимаете, что она ничего общего с тем, что Вы показали не имеет...Вы ведь можете открыть отдельную тему по использованию предметов формы "прежнего образца" в первое послереволюционное время - думаю Коллеги будут участвовать в обсуждении не менее активно...Здесь мы как-то стали в сторону уходить, - Коллега BCrow привел конкретные фотографии...Жалко только как-то неактивно ссылаются люди на документы - это усложняет обсуждение и делает его односторонним каким-то...

25

Уважаемый general-director!
В качестве делёжки информацией - есть такой справочник, называется "Символика водолазов и спецназа военно-морского флота России", такой альбом по сути, можно назвать - иллюстрированная книга, так вот там сказано, что после передачи функции судоподъёма из Наркомата по морским делам в ведение НКПС (декрет Совнаркома от 29 октября 1921 года) "...в 1922 году НКПС создал трест "Госсудоподъём" с отделениями на Чёрном, Белом и Азовском морях, а также водолазную школу на 50 человек при Центральной водолазной базе. 1 февраля 1922 года Мариинская судоподъёмная партия "Марпартия" была переименована в "Судоподъём". Тогда же в "Судоподъём" переименовали и водолазные партии Балтийского и Белого морей. Вместе с тем в Наркомате по морским делам осталось значительное число специалистов по судоподъёму, состоящих на действительной военной службе, а также 2 специальных судна - "Коммуна" и "Эльбрус"."
Ну и т.д.

26

Спасибо за "дележку" информацией Коллега - но это не меняет всего того, что было сказано ранее...Или в справочнике приведена символика водолазов НКПС, включая цветные фуражки с отсылкой к приказам НКПС?

Отредактировано general-director (27-12-2009 23:05:43)

27

Цитата из книги  Боровиков П.А. Водолазное дело России.К сожелению не слова оформе.Если уважаемые Модеаторы сочтут этот пост лишним в теме то прошу удалить.
Создание и укрепление государства (военно-морские силы) и восстановление народного хозяйства России (и связанное с ним восстановление деятельности водного хозяйства в целом, как водного транспорта, так и поддерживающих его береговых структур) после завершения Гражданской войны вновь вызвали потребность страны в водолазном деле. В первую очередь встал вопрос о судоподъеме и о связанных с этим водолазных работах. Гидротехническое строительство в то время мало кого волновало: действующие гидротехнические сооружения и водные пути в силу проектных запасов прочности могли безопасно эксплуатироваться еще не одно десятилетие, а о новом строительстве не было даже речи. В свою очередь толь¬ко судоподъем мог дать нищей стране не только сталь и цветные металлы в качестве сырья, но и пригодные для восста-новления и ввода в эксплуатацию машины, механизмы и сами суда и воен¬ные корабли.
Начиная с 1919 г. правительство России издает ряд постанов¬лений и указов, определяющих в числе вопросов, связанных с собственно судоподъемом, правовой статус водолазных пред¬приятий, их имущественные права и трудовые отношения между водолазами и государством в лице водолазных предприятий.
Первым регулирующим документом явился Указ о национали¬зации всего водолазного имущества и водолазных предприятий. В этом указе есть несколько моментов, которые определили путь развития водолазного дела в России на многие годы вперед. Во-первых, указ «развел» водолазные инфраструктуры воен¬но-морского флота (наиболее оснащенные и дееспособные) и гражданские общепромышленные. Во-вторых, было определено головное гражданское ведомст¬во по подводным работам - по аналогии с дореволюционной Рос¬сией им стали водники, во время издания указа - Главное управ¬ление водного транспорта (Главвод) при Всероссийском совете народного хозяйства, преобразованное затем в Народный комиссариат путей сообщения.
В декабре 1920 г. Совет Труда и Обороны заслушал специаль¬ный доклад о судоподъеме на Черном и Азовском морях. Решение по этому докладу нашло отражение в декрете Совета народных комиссаров от 5 января 1921 г. (Собр. узак. за 1921 г., № 3, ст. 21).
В этом декрете также есть несколько интересных аспектов. Прежде всего прямо противоположное Указу Совнаркома от 24 июня 1919 г. решение в части Черного и Азовского морей. Структура управления работами по судоподъему развернута на 180 градусов.  Из гражданского подчинения (Главное управле¬ние водного транспорта) проблема судоподъема передана во¬енным: Народному комиссариату по Морским делам в лице специально созданного Управления по судоподъему на Черном мо¬ре, военным передаются также все оборудование и персонал. При этом предполагалось, что судо-подъемная программа фор¬мируется в интересах не только военно-морского флота, но и гражданских ведомств - отсюда и требование согласования программы с уже созданным к тому времени Народным комис¬сариатом путей сообщения.
В этом декрете присутствует не менее существенный момент: все специалисты, занятые на судоподъемных работах, автомати¬чески считаются находящимися на военной службе. Для тех вре¬мен момент принципиальный, так как, как бы мы сейчас сказали, они получали весьма серьезные льготы (или «социальный па¬кет»), выражающиеся в гарантированном обеспечении одеждой, питанием и зарплатой. Для 1921 г. (да и много лет после) подоб¬ная бытовая стабильность была весьма привлекательной.
Однако и здесь двойное решение. С одной стороны, личный состав как бы состоит на военной службе, а с другой стороны, оплата труда и выдача продовольствия, денежное и натуральное (было и такое) премирование работ производились по нормам, согласованным с Всероссийским Центральным Советом Про¬фессиональных Союзов и Комиссией по рабочему снабжению по принадлежности.
И наконец, этим декретом восстановлена правовая норма, по которой водолазный труд считается трудом тяжелым и с повы¬шенной опасностью и водолазам устанавливаются особые нор¬мы питания и денежного вознаграждения.
Похоже, что такая двойственность в решениях была обуслов¬лена попыткой совместить интересы как военного, так и граж¬данского ведомств. И если о каких-либо решительных действиях со стороны военных данных нет, то специалисты Наркомата пу¬тей сообщения работали весьма активно. В марте 1921 г. при НКПС организуется Техническое управление с отделом судо¬подъемных, водолазных и водоспасательных работ, функцией которого является организация и общее руководство на внутрен¬них водных путях и в портах спасательными станциями по оказа¬нию помощи бедствующим кораблям на водах. Одновременно Народный комиссариат путей сообщения фор¬мирует в Ленинграде Центральную водолазную базу (ЦВБ), в ут¬вержденном 25 апреля 1921 г. положении которой указано, что на ЦВБ возлагается «выполнение программы водолазных работ и обслуживание водолазными силами всех комиссариатов, за исключением Моркома (военно-морского флота. – П.Б.)».
   Однако Техническое управление НКПС и его Центральная во¬долазная база не могли охватить всю территорию России, и на бассейнах местные администрации создают судоподъемные и водолазные партии для производства отдельных судоподъемных работ. На многих участках побережья Белого моря и Ледовитого океана работали водолазные партии, занимавшиеся снятием с затонувших судов наиболее ценных грузов и имущества и даже пытавшиеся поднять некоторые суда. Так, в Архангельске был организован «Беломорский судоподъем», в Севастополе - «Су¬доподъем Черного и Азовского морей».
   Намечающаяся таким образом самостоятельность региональ¬ных водолазных предприятий и связанное с этим распыление во¬долазных кадров и спасательной судоподъемной и водолазной техники не могли пройти мимо внимания соответствующих чи¬новников Наркомата путей сообщения. В Совет труда и обороны вносится проект постановления об учете всего водолазного иму¬щества и специалистов-водолазов всех учреждений, частных лиц и организаций, за исключением морского и военного ве¬домств. Проведение учета имущества возлагается на Централь¬ную водолазную базу НКПС, а учет личного состава - на Народ¬ный комиссариат труда. Распределение водолазных кадров, взя¬тых на учет, возлагается на Наркомтруд по согласованию с НКПС. Указ достаточно жесткий и с прямой ссылкой на санкции при его невыполнении.
   И наконец, следующим логическим шагом был возврат в Нар¬комат путей сообщения проблемы судоподъема как таковой, и Наркомат готовит следующий соответствующий проект указа на этот раз Совнаркома.
  Этот указ, отменяя изданные чуть больше полугода назад два других указа на эту тему, окончательно закрепляет головную роль Наркомата путей сообщения в водолазных работах и судо¬подъеме на всех акваториях России, оставив военным лишь их специфические задачи. Судоподъемные средства, взятые На¬родным комиссариатом по морским делам из других ведомств, а также личный состав, за исключением военных моряков команд¬ного и рядового состава, состоящих на действительной службе, и материалы, в том числе и водолазные, согласно этому указу, подлежали передаче в Народный комиссариат путей сообщения.
  Это постановление имело и определенную политическую ос¬нову. Оно было издано в начале НЭПа, и монополизация пробле¬мы в руках государства исключала возрождение частных «капи¬талистических» водолазных организаций, тенденции к чему уже намечались на некоторых бассейнах, особенно на Белом море. Постановление СНК от 29 октября 1921 г. дало возможность Народному комиссариату путей сообщения в течение 1922 г. объединить в бассейнах Белого моря и Ледовитого океана отдельные судоподъемные организации в трест «Госсудоподъем». Водолаз¬ные партии на Белом море расформировали и включили в Архан¬гельское отделение Госсудоподъема. На Черном и Азовском мо¬рях Мариинская спасательная партия, которая 1 февраля 1922 г. была переименована в «Судоподъем», переформирована и пере¬именована в «Черноморско-Азовское отделение Госсудоподъе¬ма». Организация «Судоподъем» объявлена ликвидированной.
      В целях устранения отмеченного в постановлении СНК недо¬статка в специалистах-водолазах НКПС организует при Цент¬ральной водолазной базе в Ленинграде водолазную школу. Однако Постановления СТО от 5 августа 1921 г. и Совнар¬кома от 29 октября 1921 г. выполнялись медленно и не в полной мере. Это вынудило Народный комиссариат путей сооб¬щения подготовить и 3 июля 1923 г. провести через Совнарком еще одно постановление, окончательно расставляющее все по своим (с точки зрения специалистов Наркомата путей сообще¬ния) местам. О возложении на Народный комиссариат путей сообщения производства судоподъемных работ на началах коммерческого расчета
В отмену постановлений своих от 29 октября 1921 года (Собр. Узак. 1921 года № 72, ст. 579) и от 20 марта 1922 года, Совет На¬родных Комиссаров постановил:
1.Организация производства судоподъемных работ на мо¬рях РСФСР возлагается на Народный комиссариат путей сообщения, который осуществляет эти работы на коммерческих началах.
2.Все судоподъемное и водолазно-спасательное имущество, находящееся в распоряжении Народного комиссариата по Мор¬ским делам и его непосредственно не обслуживающее, переда¬ется в Народный комиссариат путей сообщения.
3.Для раздела и передачи имущества образовать комиссию из Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции  Народного комиссариата по Морским делам и Народного комис¬сариата путей сообщения, которая должна закончить эту работу в месячный срок.
Подписали: Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Л. Каменев.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров И. Горбунов.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева. 3 июля 1923 года.
Распубликовано в № 155 Известий Всероссийского Централь¬ного Исполнительного Комитета Советов от 13 июля 1923 года.

На основании этого постановления в 1923 году происходит оконча¬тельное объединение судоподъемных и спасательных работ в струк¬туре Народного комиссариата путей сообщения. В стране были со¬зданы условия для активного разворачивания подводных работ, включая техническое перевооружение водолазных предприятий.
Казалось бы, в организационно-управленческом плане про¬блема судоподъемных и водолазных работ была решена, однако именно в 1923 г. ОГПУ создает ЭПРОН, который в течение не¬скольких лет полностью разрушил уже сложившуюся систему уп¬равления и выполнения подводных работ и подмял ее под себя. В результате успехов ЭПРОНа в море на судоподъеме и умелой аппаратной работы в 1925 г. начался перевод действующих к тому времени в Азово-Черноморском бассейне водолазных предприятий под «крышу» ЭПРОНа.
8 марта 1930 г. была передана в ведение ЭПРОНа Централь¬ная водолазная база Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) со всем активом, пассивом, имуществом, инвентарем, техническими и плавучими средствами и личным составом.
20 марта 1930 г. были реорганизованы в автономное хозрас¬четное учреждение ЭПРОНа Центральные водолазные мастер¬ские в Севастополе, ранее принадлежавшие Центральной водо¬лазной базе. Но, как говорится, «терпение и труд...». Уже 1 января 1931 г. по не совсем понятным причинам постановлением Совнаркома ЭПРОН со всеми поглощенными им структурами передается в подчинение Наркомата путей сообщения. Все вернулось на свои места, но, согласно диалектике, уже на другом уровне. В НКПС пришло имеющее мировую известность мощное пред¬приятие, являющееся в определенной мере символом успехов социалистического строительства, предприятие, хорошо осна¬щенное технически, имеющее мощные береговые базы и укомп¬лектованное опытными кадрами.
Какое-то время, несмотря на включение ЭПРОНа в структуру НКПС, некоторые управления речного транспорта продолжали производить своими силами подъем отдельных частей и механиз¬мов затонувших судов. Понадобился специальный приказ НКВода от 20 марта 1932 г. о прекращении другими организациями всяких судоподъемных работ и сосредоточении их в ЭПРОНе.
Остановимся подробнее на судьбе существовавших в то время основных водолазных предприятий.
  Насколько известно, одной из первых водолазных структур России на Черном море была группа, созданная для подъема затонувшего в 1916 г. в Севастопольской бухте линкора «Импе¬ратрица Мария». Группа, начавшая работы по подъему снаря¬дов из затонувшего дредноута, именовалась «Мариинской спа¬сательной партией» («Мар-партия»). Это же название партия со¬хранила и тогда, когда приступила к подъему самого корабля. Штат на момент создания «Марпартии» (начало 1917 г.) со¬ставился следующий: начальник работ- Г.Н. Сиденснер, ИТР -пять человек, водолазы - шесть человек. По мере разворачивания работ штат «Марпартии» попол¬нился еще десятью специалистами.
  Одновременно с подбором штата Сиденснер комплектовал новую организацию оборудованием. Одна из работавших в России в то время французских фирм «Томи» передала «Мар¬партии» в аренду шлюзовые камеры, компрессоры и др. Фир¬ма откомандировала в «Марпартию» двух инженеров, двух тех¬ников, шестерых кессонщиков (один из них - Сергеев - затем работал в ЭПРОНе водолазным инструктором) и шестерых ма¬шинистов.  Эти специалисты должны были научить сотрудников группы работать в условиях сжатого воздуха. Морведом (по сегодняшним понятиям - военно-морским фло¬том) для обеспечения работы «Марпартии» были выделены два катера и землесос.
«Марпартия» была первой в Советской России серьезной судо¬подъемной организацией на Юге России. За время существования она, помимо подъема корабля «Императрица Мария» и ввода его в док, произвела ряд аварийно-спасательных и судоподъемных работ.
  В конце 1920 г. «Марпартия» была переименована в «Судо¬подъем», но просуществовала в этом качестве недолго. В декабре 1923 г. был создан ЭПРОН, и «Судоподъем» был ликвидирован, а многие бывшие «марпартийцы» (в том числе водолаз Хандюк и врач Павловский, сыгравшие немалую роль в истории ЭПРОНа) вошли в состав рабочих, водолазов и служащих ЭПРОНа.      Во временном положении уже созданной к этому времени Центральной водолазной базы (ЦВБ), утвержденном 28 апреля 1921 г. в НКПС, в разделе «Общие положения» говорилось, что «ЦВБ является центральным органом, обслуживающим водный транспорт и прочие нужды РСФСР по водолазному делу» и что ЦВБ «подчиняется непосредственно Центральному техническо¬му водному управлению по отделу судоподъемных, водолазных и спасательных работ».  Указанным положением на ЦВБ возлагались:
-учет всех водолазов РСФСР, за исключени¬ем находящихся в ведении Морведа (Военно-морского флота);
-ремонт и пополнение технического водолаз¬ного имущества;
-заведование  имуществом,  средствами  и материалами всех водолазных станций и партий водного транспорта;
-выполнение программ водолазных работ и обслуживание водолазными силами требований всех комиссариатов, за исключением Моркома;
-инструктирование и  инспектирование на местах и т.д.
Этот же документ определял характер дея¬тельности, структуру и взаимоотношения под¬разделений вновь созданной организации. В состав базы входили: аппарат управления, производствен¬ные отделы и ряд мастерских.
  Основной производственной единицей ЦВБ являлась водолазная станция. Она состояла из старшины, инструктора-во¬долаза и двух водолазов. Станции распределялись по объектам по областям, портам и управлениям судоподъемных работ еже¬годно не позднее 1 ноября, причем из общего числа станций вы¬делялись ударные и запасные.
    В положении о ЦВБ от 27 апреля 1921 г. указывается, что ни¬кто, кроме старшины-инструктора, не имеет права вмешиваться в техническое управление станцией во время нахождения водо¬лаза под водой, и на инструктора возложена ответственность за жизнь водолазов. 26 августа 1921 г. ВЦСПС принял решение о порядке оплаты труда водолазов (исчисляемой, кстати сказать, в фунтах хлеба). 10 апреля 1923 г. НКПС издал постановление, ко¬торым устанавливалось, что к водолазным работам допускаются лишь лица, имеющие звание водолаза, водолазного старшины и инструктора. Этим же положением определена и предельная глу¬бина спусков соответственно званию.
     На ЦВБ возлагались также подготовка и переподготовка водо¬лазов, снабжение водолазных станций водолазным снаряжением и оборудованием, а также материалами и спецодеждой. Периоди¬ческая отчетность о работе станций независимо от того, в чьем ведении они находились, представлялась, по положению, в ЦВБ. Постановление СНК от 29 октября 1921 г., подписанное Лени¬ным, отменяло предыдущее постановление СНК по судоподъему от 5 января 1921 г. и обязывало «все судоподъемные работы, как на реках, так и в морях Республики, сосредоточить в НКПС».  Для подготовки кадров в 1922 г. при ЦВБ была создана водо¬лазная школа на 50 учеников.
    В различных регионах страны были организованы водолазные партии и велись работы по судоподъему и обслуживанию нужд народного хозяйства водолазами. С каждым годом увеличива¬лись объемы работ и накапливался организационно-практический опыт.
    Руководство деятельностью ЦВБ в 1924 г. осуществлялось Центральным управлением внутреннего водного транспорта, что было определено приказом Центрального управления водного транспорта (ЦУВТ) № 681. 9 апреля 1926 г. приказом по НКПС объявлено Положение ЦВБ, однако всего через два года с не¬большим, 5 октября 1928 г., оно отменяется и объявляется новое положение, опре-деляющее характер работ ЦВБ - подчинен¬ность, права и обязанности, порядок составления планов и фи¬нансирования, а также и комплектования.
         В итоге к середине 20-х гг. в Управлении морского транспорта Народного комиссариата путей сообщения восстановились все основные компоненты структуры гражданской водолазной служ¬бы России, обеспечивавшие ее жизнеспособность: собственно выполнявшие подводные работы на бассейнах водолазные подразделения, система ОКР и производства необходимого обору¬дования и его техническое обеспечение, учебная база и цент¬ральный руководящий и координирующий орган. Все это в целом и называлось «Центральная водолазная база». В 1924 г. в честь 5-летия Центральной водолазной базы Нар¬комат путей сообщения учредил памятный жетон. Он представ¬лял собой трехболтовый водолазный шлем; в нижней части же¬тона были выбиты юбилейные даты «1919-1924» и римская циф¬ра V. Из-под шлема выступают верхняя и нижняя части адмирал¬тейского якоря. На штоке якоря выбито «Ц.В.Б.Н.К.П.С.» (Центральная водолазная база Народного комиссариата путей сооб¬щения). При помощи кольца жетон крепился к лацкану костюма.
Однако вскоре, без удовлетворительного объяснения причин, существование параллельных созданному в 1923 г. ЭПРОНу водо¬лазных организаций было признано нецелесообразным, и 1 марта 1930 г. между НКПС и ОГПУ заключается особое соглашение об объединении Центральной водолазной базы НКПС и ЭПРОНа ОГПУ с целью создания единой организации, объединяющей все водолазное дело и работы на морских и речных путях сообщения.
9 марта 1930 г. ЦВБ НКПС была передана в ведение ЭПРОНа со всеми активами и пассивами, имуществом и инвентарем, а также с личным составом. Строительные отде-лы уже бывшей ЦВБ были выделены и пе¬реданы в состав северной и южной баз ЭПРОНа.
   Водолазная школа ЦВБ, созданная в 1922 г. в Ленинграде, а затем переведенная в Балаклаву и объединенная с бывшей Кронштадтской водолазной школой (существовавшей с 23 апре¬ля 1882 г.) была также передана ЭПРОНу, который тем самым принял на себя и обязательства в отношении обслуживания нужд НКПС в водолазах. 16 мая 1931 г. постановлением Коллегии Наркомвода на базе Балаклавской водолазной школы был со¬здан единственный в стране военизированный морской техникум ЭПРОНа. В техникуме готовились кадры для водолазных работ, но одновременно он стал центром научно-исследовательских и испытательных работ, связанных с освоением больших глубин и разработкой новой подводной техники.
   Выделенные из состава принятой ЦВБ центральные водо¬лазные мастерские в Севастополе 20 марта 1930 г. были реор¬ганизованы в автономное хозрасчетное учреждение ЭПРОНа. Перед мастерскими были поставлены задачи: разработка образцов и усовершенствование предметов водолазного снаря¬жения и оборудования для подводных работ; их массовое про¬изводство; снабжение изготовленным оборудованием баз и партий ЭПРОНа. На этом существование Центральной водолазной базы НКПС завершилось.

Отредактировано Lahav (27-12-2009 23:12:41)

28

general-director, так я просто написал то, что знаю про "Госсудоподъём"  8-)

29

Коллега Lahav спасибо и за эту информацию, она очень полезна - прошу конечно прощения, но просмотр приказов НКПС за 1923-1926 годы пока ни разу не дал упоминания о "Госсудоподъеме" и его форме - старался смотреть сквозняком всю опись...Хорошо с учетом Вашей информации видимо надо будет заглянуть еще в одну опись, по тому же фонду, но в другом отделе хранящуюся...Но не имея документов к ранее сказаному добавить ничего не могу...
Коллега BCrow, я все как-то понять не могу - если у Вас есть информация - делитесь...А то как-то странно - Вы все загадками говорите и уснащаете свои сообщения улыбающимися лицами...
Я ведь с такой же улыбкой могу и Вас спросить - а какую форму носили водолазы МПС СССР, ну скажем в 1950 году...Вот интересно, что Вы ответите на это? :D

Отредактировано general-director (27-12-2009 23:31:06)

30

Коллега, ну так что? - Могу упростить вопрос - в каких подразделениях служили и какие задачи выполняли?  :D
Я это к тому говорю, что нет у меня документов пока, подтверждающих, что цветные фуражки имелись в НКПС не только у судового надзора...Следовательно придерживаюсь прежней версии...Если есть у Вас - хоть на год сошлитесь, чтобы можно было найти и опубликовать...

Отредактировано general-director (28-12-2009 00:03:42)


Вы здесь » Униформистика » Водный транспорт » Фото водолаза, 1920-е гг.